остов от ракеты Урагана, снабженного кассетными боеприпасами. Обнаружен в грузинском селе Руиси, вне ЮО
кассетная авиабомба РБК-500, сброшенная на с. Вариани, горийского района Грузии
AO-2.5 RTM, боевая часть кассетной авиабомбы РБК-500, обнаружен в центре с. Вариани, горийского района Грузии
160 мм ракета Mk.-4 От грузинского градлара, обнаруженного в с. Дици ЮО, Грузия
© 2008 Ole Solvang/Human Rights Watch
фото отсюда
Human Rights Watch 14 апреля опубликовал доклад, в котором большую часть уделил российско-грузинской войне и тому, как обе стороны применяли кассетные боеприпасы, заявив так же то, что применение Россией кассетных боеприпасов доказано. но Россия в этом не признается.
During their August 2008 conflict over the breakaway region of South Ossetia, Russia and Georgia used cluster munitions in a way that exemplified the humanitarian problems caused by any use of the weapons. Human Rights Watch found evidence of cluster munitions from both sides in populated areas. It confirmed that at least 16 civilians died from cluster munitions and at least 54 more were wounded in Georgia, south of the South Ossetian administrative border. Unexploded submunitions also littered farms, interfering with harvests.
"States should make the Russia-Georgia conflict the last in which cluster munitions kill and maim civilians," said Docherty. "Prompt ratification of the Convention on Cluster Munitions is the way to achieve that goal."
***
Human Rights Watch found that Russia violated international humanitarian law with indiscriminate and disproportionate cluster munition attacks on populated areas in Georgia. It blanketed the town of Variani, for example, with cluster munitions on two days, causing 19 civilian casualties. Human Rights Watch identified Russian cluster munition remnants in or near seven towns and villages. In March, Norwegian People's Aid, an international demining organization, reported finding additional cluster munition remnants in two other villages.
Human Rights Watch also documented casualties from Georgian cluster munitions in or near nine populated areas of Georgia south of the South Ossetian administrative border. The Georgian government acknowledged using cluster munitions, but it claimed that it was aiming at invading Russian military forces and equipment in South Ossetia, in an otherwise unpopulated area. The cluster munitions left an unusually high number of unexploded submunitions and fell short of minimum range. This evidence suggests that a massive failure of the weapon may have caused Georgian submunitions not to reach their intended targets in South Ossetia. Regardless of whether the weapons functioned or failed, their use illustrates that cluster munitions are always highly dangerous.
Кто может, перевидите плз, и я тут дам перевод
Интересны еще и ответы и разъяснения данные грузинской и российской сторонами в декабре 2008 года, когда шло расследование этого конфликта. Ответы большие, точнее один из них, и поэтому кладу под кат
министра обороны Грузии Д.Кезерашвили;
министра юстиции Грузии З.Адеишвили;
министра внутренних дел И.Мерабишвили.
3 декабря 2008 г.
Уважаемая г-жа Денбер,
Я имею честь в качестве секретаря Совета национальной безопасности Грузии ответить на Ваши письма от 12 ноября, адресованные нашим министрам обороны, внутренних дел и юстиции. От имени Правительства Грузиия благодарю Хьюман Райтс Вотч за Ваш интерес к состоянию прав человека в нашем регионе. Конечно, мы в курсе Вашей деятельности в Грузии во время и после конфликта, и мы особенно признательны Вам за целостность, смелость и честность, с какими Ваши сотрудники проводят свою работу. Мы признательны за Ваши продолжающиеся усилия найти истину и точность в докладе, который Вы сейчас готовите. Благодарю Вас за обращение за информацией и позицией к Правительству Грузии. Ниже мы отвечаем на вопросы, поднятые в Ваших письмах.
...
Г-жа Денбер, это письмо представляет наши наилучшие усилия ответить на Ваши вопросы наиболее быстрым образом. Однако, если у Вас появятся дополнительные вопросы, пожалуйста, не сочтите за труд обратиться сразу же ко мне.
Потери, раненные и пропавшие без вести.
• Военнослужащие ВС Грузии убито: 169 чел.
• Военнослужащие ВС Грузии ранено: 1198 чел.
• Военнослужащие ВС Грузии пропало без вести: 9 чел.
• Сотрудники МВД Грузии убито: 16 чел. (8 чел. – во время активной фазы конфликта; 8 чел. – после активной фазы – от подрывов мин, обстрелов во время патрулирования территории, прилегающей к зонам конфликта).
• Сотрудники МВД Грузии ранено: 11 чел. (после активной фазы конфликта – от подрывов мин, обстрелов во время патрулирования территории, прилегающей к зонам конфликта).
• Сотрудники МВД Грузии пропало без вести: 6 чел.
Участие сотрудников МВД.
В конфликте участвовало около 5000 сотрудников МВД, представляющих следующие подразделения:
• Главный департамент специального назначения.
• Региональные полицейские подразделения в регионах, прилегающих к зонам конфликта.
• Департамент специальных операций.
• Департамент конституционной безопасности.
• Центр по специальным операциям.
Лица, задержанные российскими войсками.
Все грузинские военные, захваченные в плен во время и после конфликта, подтвердили, что всегда, когда члены сепаратистских нелегальных вооруженных формирований участвовали в их захвате, их заключении под стражу и оскорблениях, при этом присутствовали российские военные, которые явным образом управляли происходящим. Следовательно, мы не проводим между ними [российскими военными и сепаратистами. – А.И.]никаких различий. Российские войска несут ответственность за все задержания.
ВС Грузии и МВД Грузии.
• Военнослужащие ВС Грузии, взятые в плен российскими войсками: 39 чел. (следует заметить, что из 39 чел. 22 чел. были взяты в плен после объявления перемирия). Все 39 человек к настоящему времени освобождены.
• Сотрудники МВД, задержанные российскими властями: 10 чел. (эти офицеры были захвачены юго-осетинскими нелегальными вооруженными формированиями в Ахалгорском районе региона Мцхета-Мтианети 15 августа, они были освобождены 16 августа).
Гражданские лица.
• Грузинские гражданские лица, захваченные российскими властями: 159 чел. (следует отметить, что в большинстве своем это пожилые люди, неспособные оставить свои дома в деревнях). Все 159 чел., насколько мы знаем, были освобождены.
...
Лица, задержанные грузинскими властями.
• Российские военнослужащие, взятые в плен: 5 чел.
• Члены сепартистских незаконных вооруженных формирований: 27 чел. (следует заметить,что все пригодные к воинской службе граждане Грузии призывного возраста во время военной операции были задержаны [сепаратистскими властями. – А.И.].
• Очевидный наемник: 1 (российский гражданин).
• Все пленные, захваченные Грузией, были обменены на 159 грузинских гражданских лиц и 39 пленных, удерживавшихся Россией:
o 5 пленных,
o 27 членов сепаратистских незаконных вооруженных формирований,
o 1 очевидный наемник,
o 9 осужденных преступников, затребованных российскими властями (следует заметить, что эти люди отбывали сроки заключения в грузинских тюрьмах за уголовные преступления уже в течение известного времени, которые не имели отношения к войне).
***
Использование силы.
Прокуратура Грузии не получала каких-либо особых обращений в виде формальных жалоб относительно недискриминационного использования силы ВС Грузии. Однако Прокуратура Грузии совместно с министерством обороны расследует любую критическую информацию, которую она получит через публичные каналы, включая информацию от международных организаций.
Минимизация гражданских потерь.
Процедуры проведения боевых операций изложены в законодательстве Грузии, в соответствии с которым военные операции проводятся Объединенным Штабом Вооруженных Сил Грузии. Правительство поручило ВС Грузии защитить страну в соответствии с правилами и обучением и в соответствии с национальным и международным законодательством. У нас нет информации, согласно которой были отклонения от этих инструкций.
На практическом уровне ВС Грузии руководствовались Правилами ведения операций в населенных пунктах. Подразделения военной полиции участвовали в операции для того, чтобы гарантировать соответствие их Правилам ведения операций. Более того, у некоторых подразделений, действовавших в Цхинвали, был опыт проведения подобных операций по стабилизации ситуации в Ираке.
Цхинвали – небольшой районный город, расположенный в речной долине, примерно в 75 км от Тбилиси. Непосредственно перед конфликтом его население составляло 7 тыс.чел. по оценкам разведки и сообщениям с мест. После массовой эвакуации населения 3-5 августа численность наличного населения существенно сократилась.
При рассмотрении последствий для гражданского населения ВС Грузии исходили из того, что к 7 августа большинство гражданского населения из Цхинвальского региона было эвакуировано. Когда государственный министр по делам реинтеграции оказался в этот день в городе в надежде провести переговоры с российскими политическими представителями, он обнаружил практически пустой город.
8 августа в 15.00 для выхода гражданского населения из города был открыт гуманитарный коридор.
Более того, наши военные операции в Цхинвали были ограничены легитимными военными целями. Огонь со стороны ВС Грузии велся исключительно против трех типов целей:
1) мест открытия артиллерийского огня против грузинских миротворцев и сел вокруг Цхинвали до начала основных боев;
2) военных целей, определенных на основе разведывательной информации; и
3) мест открытия артиллерийского огня во время основных боев и других военных целей, определенных в ходе операции.
Зарская дорога и цели для воздушных ударов.
ВС Грузии открыли огонь по российской бронетехнике и другой военной технике, которая двигалась от Рокского тоннеля по Зарской дороге, но не по гражданским автомобилям. На самом деле во время движения военных колонн, в особенности во время боев, все движение гражданских автомашин было остановлено. Следовательно, во время обстрела Вооруженными Силами Грузии входа в Рокский тоннель и Зарской дороги там не было гражданских автомобилей. Эта информация была подтверждена нашими передовыми наблюдателями. Эта оценка равным образом применима и к авиационным ударам ВС Грузии, проводившимся 8 августа, которые были направлены исключительно против российской бронетехники и другой военной техники, которые двигались от Рокского тоннеля по Зарской дороге.
Кластерные бомбы и мины.
Операции грузинских войск и меры предосторожности.
ВВС Грузии не использовали кластерные бомбы.
На земле ВС Грузии использовали ракетные системы залпового огня GRADLAR 160 MLRS и MK4 LAR160 с ракетами M85.
Во время конфликта с Россией эти ракеты никогда не использовались против гражданского населения, гражданских целей и районов проживания граждан и близлежайших районов в регионе Цхинвали/Южная Осетия или за его пределами. РСЗО ГРАДЛАР испрользовались исключительно против российских вооруженных сил и техники, двигавшихся от Рокского тоннеля по Зарской дороге.
Грузия не применяет мины.
Использование мин российской стороной.
Мы задокументировали использование российской стороной противопехотных и противотанковых мин, в основном рядом с нелегальными постами, но также около грузинских военных позиций, а также мостов и дорог. Эта информация подтверждена специалистами Инженерной бригады ВС Грузии, HALO Trust и NPA (Norwegian People’s Aid). Мы отмечаем, что использование российской стороной мин было направлено против военных и гражданских объектов. Более того, по нашим данным, российская сторона не проводила оценок, маркировки, тренировок [в связи с минированием. – А.И.], а также препятствовала проведению работ по осуществлению таких оценок международными организациями на территориях под ее контролем. Грузия предоставила всю имеющуюся у нее информацию о применении российской стороной кластерных бомб и мин организациям HALO Trust и NPA.
***
Заключение
Г-жа Денбер, предоставленная выше информация представляется исчерпывающей и отвечающей на Ваши вопросы. Тем не менее, возможно, что мы что-то упустили или в чем-то мы не смогли выразиться достаточно ясно. В этих случаях прошу Вас немедленно обращаться ко мне, и я организую усилия Правительства Грузии для того, чтобы ответить на Ваши вопросы.
Более того, по мере того, как продвигаются различные расследования, несомненно появится новая информация. Если Вы не возражаете, я попрошу сотрудников Совета безопасности Грузии своевременно информировать HRW о новых данных.
Я признателен Вам за Ваш интерес к правам человека в Грузии и во всем мире и я был бы рад приветствовать Вас в Грузии.
Засим остаюсь,
Искренне Ваш,
Александр Ломая
2) Ответ российской стороны на обращения и.о. директора Хьюман Райтс Вотч по Европе и Центральной Азии Р.Денбер в адрес:
министра по чрезвычайным ситуациям Российской Федерации С.Шойгу;
Генерального прокурора Российской Федерации Ю.Чайки;
министра обороны Российской Федерации А.Сердюкова;
Президента Российской Федерации Д.Медведева.
2 декабря 2008 г.
Директору российского офиса
Хьюман Райтс Вотч
А.Гилл
Уважаемая госпожа Гилл!
В Генеральной прокуратуре Российской Федерации рассмотрены обращения неправительственной международной организации «Хьюман Райтс Вотч» относительно проведения встречи для обсуждения вопросов, связанных с югоосетинскими событиями.
Вопросы потерь, задержанных, применения силы к гражданскому населению, изложенные в обращении «Хьюман Райтс Вотч», являются предметом расследований уголовных дел, осуществляемых соответственно Следственным комитетом при прокуратуре Российской Федерации и Генеральной прокуратурой Республики Южная Осетия.
При этом данные предварительного расследования могут быть преданы гласности лишь с разрешения следователя и только в том объеме, в каком им будет признано это допустимым, если разглашение не противоречит интересам предварительного расследования и не связано с нарушением прав и законных интересов участников уголовного судопроизводства.
В этой связи обращения направлены для рассмотрения в следственный комитет при прокуратуре Российской Федерации в целях рассмотрения вопроса о проведении встречи и предоставлении необходимой информации.
Одновременно информируем, что все имеющиеся в Генеральной прокуратуре Российской Федерации материалы пло событиям в Республике Южная Осетия были переданы через Министерство иностранных дел Россиийской Федерации в международные судебные и иные органы.
Начальник управления правовой помощи
Главного управления международно-
правового сотрудничества А.С.Куприянов
0 Комментарии