и опять поехал в Боржоми, посмотреть чтоже мне ответили...
всем вроде ответил, и вот увидел пост, который мне показали,
наша дорогая
щас в Сухуми и вот что она пишет..
7 августа
сегодня к великой нашей радости пошла вода. это помыться и нормально присесть на унитаз. как всегда здесь почти внезапно задуло, с гор пошел приминающий верхушки кипарисов ветер и похоже немало на шторм, но ночью все так же тяжело дышать и спать, по временам удушье сдавливает в липкой усталости посреди ночи.
8 августа.
море грязное с пенистыми волнами, ждем прилив и всяческую с ним дребедень
самое популярное имя у мальчиков 7-12 лет - Дамей, слышала его по меньшей мере раз 20.
повесила постиранные шмотки 20 минут назад, съела кусок сулугуни с помидором, уронила было футболку на промежуточную балку балкона. снимали ненормально смеясь крючком каким-то. все время боясь уронить на стоящих внизу парней. представила: Ора, вы комнаты сдаете? нет, слушай, в этом году времени нет, ремонт делаем во втором доме. -зря, ора, в Гагре мест нет. сто процентов! от души, тоже самое будет как сочи закроют, клянусь! - ну и здесь само собой мояч футболка фююююить! между прочим, шмотки высошли практически через те же 20 минут
я попала в Сухум в третий раз после войны, уже не на день или проездом и могу судить о нем в такой же мере, как и о родной моей Гагре. общаясь с местными жителями и перемещаясь по городу, записала в течение недели следующее:
очень много северного Кавказа: абазины, адыгэ, карачаи, кабардинцы, кроме того турки, понемного вливающиеся в местный бизнес, строящие гостиницы и магазины. у местной мечети, первой, увиденной мною в Абхазии, чуждой моему менталитету и глазу, в ряд стоят авто, рядом молодой вайнах в зеленой шапочке а-ля Рамзан Кадыров. часто встречаются ООНовцы, в основном в заведениях развлекательной направленности, их база в синопе впечатляет.
в городе тем не менее неспокойно. активизация криминальных элементов не столь заметна на первый взгляд, однако остаться без сумки на людной набережной можно запросто, а ходить по городу после 23.00 весьма неблагоразумно.
очень много муссирующихся мнений и разговоров о возраждени Сухума подразумевают прежде всего материальное его преображение, однако касается это прежде всего тех объектов. которые развивают частный капитал - отели, кафе, магазины, рестораны, новые дома. функционируют службы такси, довольно недорого, много маршруток, как раздолбанных, так и новых. троллейбусы по большей части ужасны. уже без деревянного пола, но краснодарских, к примеру, переданных недавно в дар, я не видела ни разу.
как уже было сказано ранее, все, что касается финансирования из госбюджета, в особенности социальная сфера, находятся в весьма посредственном состоянии, финансирований извне (Россия в основном) не видно.
не скажу. что абхазы плохо живут. еще одна действительность Нового Сухума - в доминантности титульной, абхазской нации, и это чувствуется, несмотря на то, что фактически апсуа находятся почти в абсолютном меньшинстве. все напоминания о совместном сосуществовании с картвелами тщательно вымарала цензура нового строя - вывески, названия улиц, мест и заведений; все, что нужно современным жителям Сухума от бывших своих соседей - лишь их дома. мои попытки включить грузинскую музыку на ноутбуке были прерваны домашними - это небезопасно. по-началу отнесясь к их предупредительным запретам с иронией, впоследствии убедилась в явной небезосновательности таковых - абсолютно спокойно и в своей тарелке я себя ни разу еще не почувствовала. несколько раз ночью в дверь стучали, пару раз кто-то кого-то затапливал, к незнакомым людям на улицах относятся крайне настороженно зачастую с долей неприязненного любопытства. гуляя по бывшей Колхорской улице, несколько раз мы были встречены выходящими навстречу абхазами, спрашивающими, что или кого мы ищем и долго провожающими взглядом. то есть, даже перемещаясь по нейтральной территории на горе, по дороге среди домов, мы не чувствовали себя спокойными - взгляды и вопросы заставляли понять, что наше присутствие нежелательно.
русских довольно мало, в основном старики, влакущие жалкое существование. есть грузины, отношение к которым весьма ровное, ибо линию руководства республики и общий настрой они разделяют вполне и скорее всего воевали на абхазской стороне, в крайнем случае не воюя, как вы понимаете. кстати, воевавшим абхазам открыто немало дорог начиная с беспрепятственного захвата собственности, бизнеса и заканчивая властью. на улицах города масса новых авто, большая часть которых - новье, но если б\у - то как правило Европа в отличном состоянии. поразили свежие машины с местными номерами следующих марок: мерседес, лексус, крайслер, ауди...
благосостояние населения растет до такой степени, что финская черепица и кондиционеры на окнах -становящеся пивычным явление, однако социальная расслоенность значительная и несмотря на всеобщий подъем достаточно ясно, что коснулся он далеко не всех и не совсем легальными средствами. в собственности у многих семей до 6-7 трофейных домов и перепродаются они из рук в руки без соответствующего оформления, так, что в итоге их стоимость доходит до 200-250 тыс. есть случаи отсуживания и возвращения домов их первоначальными владельцами - по большей части картвелами, но они нечасты.
город очень грязен, четкой системы уборки мусора не существует, восстанавливается и своевременно убирается лишь то, что находится в частных руках. "зеленая" служба если и работает в принципе, то очень плохо - олеандры сохнут, пальмы неухожены, газонов как таковых нет, учитывая жару, многие растения сохнут без соответствующего ухода.
поразило обилие использованных шприцов - на пляже, в кустах и кучах мусора. расбросанных там и тут по городу.
по Сухуму ходят рассказы об инфицированных отдыхающих, неосморительно перемещавшихся по пляжам босыми. поднявшись на гору Баграта, видим вдоль подъема у изгороди полянку из джентельменских наборов местных нариков - шприцы, жгуты, колпачки, в открытую, довольно жутко. подобные явления кроме Абхазии с ее всегдашней подверженностью насущным тенденциям и разрушенной экономикой актуальны для многих государств мира, в том числе и России с Грузией - сторон прямо причастных к конфликту пятнадцатилетней давности, но поражает локальность явления. при том, что город довольно маленький и многие по старой еще привычке знают друг друга, бороться с засилием наркоманов в собственных дворах опасаются. абхазия в отношении взаимопомощи становится сродни москвке - люди делятся на причастных к потокам денег, власти и некоего их подобия и отстраненных, запуганных, плюс частично еще порядочных.
стало довольно много людей, плохо говорящих по-русски. если так малолюден Сухум, как же безжизненно должно быть в деревнях. постепенно опустошающихся. в опустошенные районы Сухума после войны хлынули потоки беженцев из деревень, образуя пик маятн иковой миграции - с 93 года по наше время. обслуживание абхазоязычного населения от иного существенно различается. догадайтесь. в какую сторону. разговаривая в магазине по-абхазски и по-русски, я увидела разницу. все чаще встречаются вывески ТОЛЬКО на абхазском.
после войны прошло уже почти 15 лет и обыкновение списывать свои проблемы на кого угодно (грузия и грузины, Россия) стало привычкой. как сказали мои друзья, старые сухумчане (нац-сть называть не буду) и я впервые не обиделась: "неизвкестно, сколько должно пройти времени, прежде чем эта нация вновь возродится и станет цивилизованной..." мусор, выбрасываемый из окна - яркий тому пример. с балкона многоэтажек лучше не высовываться -периодически что-то летит, в том чсисле и мебель, старые вещи...
сумбурно я описала свои впечатления, приглушившие мои чувства, ожидания и спокойствие, по большей части негативные.Родина меня явно не ждала...
http://fatimamedova.livejournal.com/40666.html
пощю без изменений
и еще был в Сухуми
вот его пост
http://jeronimob.livejournal.com/17497.html
0 Комментарии