Логическим продолжением проводимой абхазами политики было окончательное нарушение подписыванного ими договора о прекращении огня и высадка морского десанта в Очамчирском районе, и взятие села Шрома. Село Шрома - это превосходный плацдарм для атаки на Сухуми, оно возвышалось над Сухуми и оттуда можно было легко обстреливать Сухуми из любых видов оружия, кроме стрелкого.
До этого абхазские отряды дважды уже пытались взять Шрому, но у них ничего не получилось. Один раз, в ноябре их техника застряла по дороге, а пехота убежала, бросив БМП. Этот БМП удалось захватить целым и невредимым. Его экипаж бросил и сбежал. На БМП было написано Апсны-1, и "Малыш". Это БМП до последних дней бегало по Сухуми и воевало против своих бывшых хозяев.
Второй раз они пытались высадить десант с вертолетов в тылу грузинских войск, ударить им в спину и затем поднять в атаку свою пехоту с поддержкой бронетехники. Первый прокол у них получился, когда вертолеты Ми-8 зависли для высадки десанта, они оказались под огнем грузинских военных. Первый был сбит из гранатомета, второй - подбит из автоматов. Один взорвался, упав на землю и сгорев с некоторыми десантникмми. В той атаке, по некоторым данным там находились спецназовцы из приднестровья. Атака же продолжалась, абхазская пехота поднялись из своих окопов и пошли на наши позиции, но встретила активное сопротивление. Атака захлебнулась.
2 июля 1993 года абхазские отряды начали массированный штурм грузинских позиций. В районе села Тамыш был высажен морской десант, основной ударной силой коротого были ОМОНовцы из приднестровья, Москвы, российские десантники. Они захватили плацдарм возла Тамыша, вырезали наших гвардейцев, которые несли там службу и захватив их блок-посты перекрыли дорогу между Сухуми и всей остальной Грузией, очередной раз взорвали ЛЭП, идущие от ИнгурГЭС в Сухуми. Это был сильный удар в спину.
Еще более трагически проходили события в Шроме. Абхазы захватили все село, практически не встретив сопротивления, т.к. военных в селе практически не оказалось. Параллельно проходила бомбежка жилых кварталов города, для отвлекание внимания нашей артиллерии, которой приходилось подавлять эти огневые точки, а не бить по захваченной Шроме. Российская авиация в очерендной раз выступила на стороне абхазов и бомбила грузинские позиции вблизи Шромы.
Грузинам удалось мобилизировать силы и они бросили новосформированную бригаду на подавление десанта в Тамыше и для открытия дороги на Сухуми. Около 30 танков, БМП и БТРов маршем прошли по Очамчирскому району, где встретили ожесточенное сопротивление. Однако перевес в технике и силе был на нашей стороне и десант был полностью уничтожен. Среди убитых были обнаружены офицеры милиции России, Приднестровья, кадровые десантники. На этом фронте абхазы потеряли около 500-600 боевиков. Это была крупная победа, дорога на Сухуми была открыта и подмога пришла в осажденный город. Эту технику бросили в Шрому, но абхазам удалось окопатся и хорошо укрепить свои позиции. Из Шром они начали напрямую бомбить Сухуми, и отсюда начиналась прямая дорога на Сухуми.
Бомбежки города усиливались, к пушкам и гаубицам, НУРСам и Градам абхазцев, Россия передала им еще и арт системы "Акация", 152 мм самоходные артиллериские установки. Один снаряд Акации разрушал один жилой дом
в доме выжить было невозможно. Помню, один день смотрел наше Сухумское телевидение и тут началась бомбежка. В кадре были слышны взрывы, по их силе чуствовалось что это Акация, бомбили центр города. Ведущая сидела белая, но вела передачу. Тут раздался взыр совсем рядом, они сказала: по техническим причинам мы приостанавливаем трансляцию. Экран потух, и только на следующий день мы увидели, как ей повезло. Снаряды разрушили весь центр Сухуми (все что осталось)), несколько попало в здание Совмина, один из снарядов попал как раз в окно телекомпании, другой вызвал пожар в правом флигеле Совмина...
Жить в условиях постоянной бомбежки, ждать, что каждую минуту на тебя может упасть проклятый снаряд было ужасно трудно. Большинство вывезло свои семьи в центральную Грузию, и только мужчины продолжали с оружием в руках боротся за свой родной город, за свою землю. Но все ждали мира, даже в такой обстановке все хотели чтоб эта проклятая война закончилась. Грузины были готовы опять сесть за один стол с абхазами и по старинной традиции выпить с ними вино. Абхазы этого не хотели, как это мы узнали потом.
Россия опять начала настаивать на переговорах и перемирии, для зафиксирования той ситуации, которая сложилась на фронтах. Грузины уже не могли вести войну, слишком большие людские и финансовые ресурсы требовались, чтоб остановить наступление всей России. Практически Грузия воевала со всем бывшим СССР.
27 июля 1993 года грузины и абхазы при посредредничестве России подписали договор о прекращении огня и разведении войск. Это было заранее прогрышный вариант для Грузии, потому что грузины выводили бронетехнику в Поти, за 200 км от Сухуми, войска - тех кто из центральной Грузии - они возвращались домой, теже кто был местный житель - сдавали автоматы наблюдателям от России; абхазы же отводили технику в Новый Афон (в 30км от Сухуми), затворы от них сдавали российским военным (ха-ха-ха) наблюдателям, боевиков из России вывозили по домам. Контроль за всем этим был возложен на Россию, на тех самых людей, которые всю войну помогали абхазам и которые сами бомбили жилые кварталы Сухуми.
Само собой никакие боевики не уехали, а наоборот прибыли новые. Абхазские формирования активно тренировались и проводили учения. Это мы узнали намного позже, когда было уже поздно...
Грузины же полностью выполнили свои обязателсьва, наши даже заплатили деньги Россие, чтоб она кораблями вывезла нашу технику в Поти. Население сдало автоматы, и хотя никто не доверял России - другого выхода не было, иначе бы нас обвинили в срыве договоренностей.
В городе началась мирная жизнь...
Подписание 27 июля 1993 года договора об прекращении огня между грузинами и абхазами, при посредничестве России должно было вернуть мир в этот красивейший уголок планеты. Грузины поверили в этот договор, а так же в заверения российский политиков, которые гарантировали выполнение этого договора. По договору грузинская сторона должна была вывести войска и тяжелую технику (которая так мешала абхазам взять Сухуми) за пределы Абхазской автономной республики, абхазская сторона - отвезти свои войска на 30 км от линии разграничения, отдать затворы от орудий российским наблюдателям, а так же вывезти из Абхазии всех северо-кавказских добровольцев и наемников из России.
Перестрелки прекратились, последней жертвой стал сухумский русский парень, который воевал на грузинской стороне, и с которым я познакомился уже в Тбилиси. Он подорвался на мине у села Шрома. Ему оторвало ногу, и его увезли в Тбилиси на лечение.
В остальном все было тихо. Люди боялись надеятся, но всеже постепенно начали возвращатся домой. Началось постепенно восстановление домов, поврежденных войной. В добавок, тогдашний президент Эдуард Шеварднадзе, который будет гореть в аду за развязываение войны, добавил к своим грехам еще один. Он объявил, что 1 сентября начнется новый учебный год, и кто не приедет в Сухуми - будет отчислен. Тысячи людей, которые увезли своих детей подальше от бомбежек в центральную Грузию, вернулись привезя с собой все свое движимое имущество.
Начали в полную силу работать все учереждения, школы и институты. На улицах появились играющие детишки, этого зрелища мы были лишины целый год. Люди своими силами вставляли окна, ремонтировали свои дома. Моя мать заготовила кажется тонну компотов и консервов на зиму. Подошел период сбора винограда. Деревья принесли небывалый урожай, ветки просто ломились от плодов.
Тем временем грузинские военные выводили войска. Те из военослужащих, которые были из центральной Грузии со своим вооружение уезжали домой. Те которые были местными жителями - просто сдавали свое оружие русским десантникам, которые были наблюдателями в районе размежевания. Тяжелую технику грузины решили вывести кораблями в Поти, для этого зафрахтовали несколько больших десантных кораблей у России, тем самым оголив свои позиции за свой счет. Были разминированы все подходы к Сухуми, стороны обязались предоставить друг другу карты минных полей, но карт не оказалось ни у грузин, ни у абхазов.
МЧС России объявил, что будет оказана помошь жителям Ткварчельского района. Сотни грузовиков, груженный как мы думали мукой и сахаром проехали через Сухуми в направлении Ткварчели без всякого досмотра. Это была еще одна ошибка грузинского руководства. Под мукой лежали ракеты для "Градов" и снаряды для танков и пушек, автоматы, гранатометы, патроны. Все это очень усилило абхазский Восточный фронт. Часть сопровождающих этот груз десантников остались в Ткварчели "для охраны груза", а фактически для подготовки штурма Сухуми с тыла.
Даже во время перемирия мы не ходили купатся в море, потому что большое колличество трупов оказалось в моря, и ходили рассказы как они поднимались на поверхность..
14 сентября мой сосед завез машину отрубей, для кормежки домашней птицы. Мы как соседи помогли ему, разгрузили ее, выпачкались как поросята, и решили поехать на реку Келасури выкупатся. Это было последнее мое купание в Абхазии...
16 сентября нам в ГИСХе (Грузинском Институте Субтропического Хозяйства) обещали стипендию за весь прошедший год. Предстваляете как я ждал свою первую в жизни стипендию...
1 Комментарии
очень интересно....случайно наткнулась на сее повествование-воспоминание о войне.Автору огромный респект.Как сложилась жизнь?
ОтветитьУдалить